Школьное насилие является серьезной проблемой современной образовательной системы. С травлей учащихся, или буллингом (bulling), можно столкнуться, к сожалению, практически в любой школе. По определению С.В. Кривцовой, буллинг – это повторяющиеся в течение длительного времени агрессивные действия одних детей по отношению к другим. Неравенство сил агрессора и жертвы, повторяемость, острая эмоциональная реакция жертвы – существенные признаки буллинга.
Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки (в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка), вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот, порчи личных вещей и др. Агрессоры чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» – кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации. Побуждать детей к буллингу могут зависть, месть, чувство неприязни, желание восстановить «справедливость», борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения некоторыми обучающимися своих садистических потребностей. В результате буллинга у жертв насилия наблюдаются следующие нарушения (индикаторы буллинга): проблемы с концентрацией внимания, подавленность, угнетенное состояние, раздражительность, чувство неуверенности, повышенная чувствительность, боли в желудке, усталость, отсутствие аппетита, бедность социальных контактов, симптомы страха (например, давление в области груди), приступы потливости, боли в спине, в затылке, в мышцах, нарушение сна.
Основными факторами, объясняющими жестокость одних детей по отношению к другим, являются:
– внутриличностная агрессивность, зависящая от индивидуальных особенностей обучающихся. Она обостряется в период подросткового кризиса личности, а ведь около 60% школьников принадлежат именно к этой возрастной группе;
– предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении – в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;
– недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;
– особенности школьной среды, к которым следует отнести:
а) общий психоэмоциональный фон, характеризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряженности субъектов взаимодействия в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния;
б) «политическую» систему учреждения образования, включающую агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований, в особенности отношение педагогов к школьникам, построенное на необоснованных требованиях со стороны взрослых и максимальном бесправии детей;
г) систему взаимоотношений внутри класса (как референтной группы), в основе которой принципы власти и подчинения;
д) наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина».
Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. Типичные черты учащихся, чаще всего выступающих в роли булли:
– испытывают высокую потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
– импульсивны и легко приходят в ярость;
– часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
– не испытывают сочувствия к своим жертвам;
– обычно физически сильнее других.
Жертвы буллинга также имеют характерные черты. Они, в частности:
– пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы;
– часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкую самооценку;
– часто не имеют ни одного близкого друга и охотнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
– могут быть физически слабее своих ровесников.
В целом важно принять во внимание, что буллинг как социальнопсихологическое явление создает угрозу безопасности участников образовательного процесса. Последствия буллинга – как непосредственные, так и отсроченные – негативно сказываются на интеллектуальном и личностном развитии обучающихся. Мероприятия, направленные на преодоление и профилактику буллинга в школе, должны носить комплексный характер. Их целью должно стать создание образовательной среды, свободной от насилия, способствующей развитию и самореализации обучающихся, формированию у них здорового, безопасного образа жизни.